История про МТС

Дзержинский суд Петербурга "разрешил" МТС требовать деньги за услуги, которые абонент не заказывал

Оператор, по мнению суда, может предоставлять услуг больше, чем тебе нужно и вправе требовать за это деньги. Дзержинский суд поставил под сомнение понятие авансового платежа. По мнению суда, МТС может предоставлять неограниченные кредиты и вправе потом требовать за это деньги!

Полезная информация для всех

Это достойно отдельного поста. Спасибо milenkov

Есть решения Арбитражных судов, которые признают в действиях сотовых операторов незаконными 2 вещи:

1. Прекращение оказания услуг и "изъятие номера" в случае, если абонент не пользуется услугами какое то время. В данном случае рассмотрен интервал в 90 дней оператора самизнаетекакого.

2. Снятие денег с лицевого счета абонента по одному договору в счет погашения задолженности этого же абонента по другому договору.

На мой взгляд, ситуации встречаются достаточно часто, особенно вторая. Тут даже есть случаи, когда в счет погашения задолженности по договору одного лица снимают деньги со счетов его родственников.

И снова здравствуйте!

«Философия МегаФона — это нечто большее, чем стоимость компании для акционеров. Мы строим наш бизнес не ради бизнеса, также как и победа важна не ради самой победы — надо понимать, ради чего она достигается. Нам важно создать новые ценности для людей, для страны, где мы живем и работаем».
Сергей Солдатенков, Генеральный директор

Генеральный директор ОАО «Мегафон» говорит, что создает новые ценности для людей и нашей страны, а главное, что работают они не ради бизнеса. Но что им мешает сделать нормальный и понятный договор не ущемляющих права своих абонентов, а самое главное соответствующий требованиям законодательства РФ — он умалчивает.

Договор с абонентом — основа доверия между оператором и абонентом, но тем не менее компания категорически не желает привести его в соответствие и пытается сделать все, чтобы этого не делать.

По нашему судебному процессу — факт несоответствия договора был одним из основных аргументов нашей стороны. Казалось бы, приведите договор  в порядок — и от вас все отстанут. Но Мегафон категорически не захотел этого сделать.

В итоге против Мегафона был подан иск от правозащитников, представляющих наши интересы в суде, о признании противоправными действий оператора в отношении неопределенного круга лиц. А именно, признании, что договора, заключаемые с абонентами не содержат существенных условий, которые должны быть там указаны по закону:

1. В договорах оказания услуг подвижной связи:
  • оказываемые услуги подвижной связи;
  • порядок, сроки и форма расчетов;
  • система оплаты услуг подвижной связи.
2. В договорах оказания телематических услуг (интернет):
  • состав оказываемых телематических услуг связи;
  • используемые абонентские интерфейсы;
  • порядок, срок и форма расчетов.
В итоге 16 сентября 2011 года Ленинский суд г. Владимира удовлетворил этот иск.

Немного о процессе.
Сам я не присутствовал, но многое о нем знаю. Например то, что интересы оператора представлял не только юрист, но и адвокаты. Что по утверждениям представителей Мегафона — МТС, ТЕЛЕ 2, Билайн также нарушают права потребителей, и прилагали их договора. Что задействовали ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» для дачи заключения, что у них нет нарушений. Короче прилагали все усилия, чтобы не изменять свой договор.

Лично мне особенно понравился один абзац из возражений ответчика:

Оказывается, что закон «О связи» не регламентирует методы подачи информации о существенных условиях договора, поэтому писать ее можно хоть на фантиках и рассказывать в сказках.

Резолютивная часть решения. Внимательно читаем 10 страницу, 3 абзац снизу.

Мегафон наверняка будет обжаловать это решение в установленные законом сроки, поэтому будем ждать кассации.

ФАС проверит сотовых операторов на количество знаков в SMS

ФАС хочет выяснить у сотовых операторов, почему SMS на русском языке стоит более чем в два раза дороже, чем сообщение на латинице. В результате при превышении определенного количества символов абоненты вынуждены оплачивать одно кириллическое SMS как несколько. Операторы ссылаются на общепринятые мировые стандарты связи, в соответствии с которыми одно сообщение на русском языке не может превышать 70 знаков.

В распоряжении "Ъ" оказался запрос ФАС сотовым операторам, в котором служба просит объяснить, на каком основании они ограничивают длину SMS-сообщений в зависимости от алфавита. Запрос отправлен, подтверждает начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг. "К нам поступили жалобы от граждан. В них говорится, что операторы ограничивают длину SMS на латинице 160 символами, а кириллические SMS — 70 символами. Таким образом, русскоговорящие граждане поставлены в невыгодные условия, так как вынуждены платить более чем в два раза больше за длинные SMS (оператор автоматически разбивает длинные SMS на несколько и тарифицирует их отдельно.— "Ъ")",— рассказал господин Рутенберг. По его словам, сейчас ФАС изучает ответы от операторов, по итогам проверки может быть возбуждено дело. Он не исключает, что у ФАС могут возникнуть вопросы и к производителям телефонов.

По данным ACM Consulting, в первом квартале 2011 года выручка операторов от неголосовых услуг (VAS) составила $1,51 млрд, что эквивалентно 24,8% от совокупной выручки компаний. За этот же период абоненты в России отправили SMS на сумму $453,1 млн. Это приблизительно 7,4% от выручки операторов. Больше всего SMS отправляют абоненты МТС (33%), затем идут "Мегафон" (28%), "Вымпелком" (26%) и остальные (13%).

"Большая тройка" получила запрос ФАС, подтверждают ее представители. В пресс-службе "Вымпелкома" сообщили, что технология SMS работает по международной спецификации, согласно которой длина SMS ограничена 140 байтами.

При этом для разных языков используются различные кодировки: английский алфавит — семибитная кодировка; французский, немецкий алфавиты — восьмибитная кодировка; остальные языки, включая русский,— шестнадцатибитная. Отсюда высчитывается максимальная длина сообщения на разных алфавитах:160 символов для латиницы, 140 символов для немецкого и французского алфавита и 70 символов для остальных языков. При этом передача двух и более SMS реализуется по технологии Concatenated SMS, в соответствии с которой в SMS добавляется поле UDH (заголовок пользовательских данных), оно имеет размер 48 бит (6 байт). Поэтому при пересылке длинного SMS размеры его частей уменьшаются до 153, 134 и 67 символов соответственно.

"Спецификация, разработанная Европейским институтом стандартизации электросвязи (ETSI), ограничивает максимальный размер одного SMS в стандарте GSM 140 байтами. Все эти технические ограничения мы представили в ФАС",— говорит представитель "Мегафона" Юлия Дорохина. В пресс-службе МТС также сообщили, что длина SMS является технологическим требованием, это "не прихоть оператора". Для поддержки русского языка используется шестнадцатибитная кодировка UTF-16, уточняют в компании.

Дмитрий Рутенберг отмечает, что существуют и восьмибитные кодировки для кириллицы. Непонятно, почему они не используются операторами.

ФАС не первый раз интересуется тарификацией услуг сотовых операторов. В июне этого года ведомство направило в Минкомсвязи предложения запретить операторам использовать поминутную тарификацию звонков. При этом запрет будет распространяться как на операторов сотовой связи, так и фиксированной. Более того, в планах ФАС ввести такие же правила оказания услуг связи и в роуминге. Когда оператор округляет длительность разговора в большую сторону и выставляет счет за не полностью использованную минуту разговора как за полностью выговоренную, он просит оплатить неоказанную услугу, настаивает ФАС.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/1691292

P.S.: После скандала с текстами сообщений, которые попали в индекс Яндекса, Мегафон реконструировал на своем сайте сервис отправки сообщений смс, поставив туда просто издевательскую капчу. Наверное никто не предполагал, что служебная и личная информация станет доступной для поисковых роботов. Даже более, любой веб-мастер понимает, что такая информация вообще должна быть закрыта от поисковиков не просто в robots.txt, а совершенно другими способами. Сервис переделали, все круто! Вопрос - причем здесь капча? Зачем над ней так извратились? Она как то влияет на индексацию? Или слишком много ботов рассылают через сайт смс? Поставьте старую, для людей, и все вам будут благодарны.

Проект новых «Правил оказания услуг подвижной связи»

Поделились ссылочкой. Интересный анализ проекта новых «Правил» от юриста Павла Протасова.

На сайте Минкомсвязи недавно был опубликован проект новой редакции Правил оказания услуг подвижной связи. Под "подвижной связью" в нормативных актах понимается сотовая связь, так что новая редакция этих правил коснется буквально всего населения страны, за исключением совсем уж отсталых слоев населения, поэтому проект рекомендуется к прочтению.

На сайте он выложен в виде doc-файла, с выделенными изменениями, так что читать его очень удобно. Но даже если вы читать этот документ не собираетесь, все равно скачайте: я хочу, чтобы вы это увидели. Откройте файл в текстовом редакторе и посмотрите в "свойствах документа", как зовут его автора...

О сверхнаглости

Даже нынешняя редакция "Правил" как-то подозрительно благосклонна к опсосам. Например, для рассмотрения претензий абонента оператору дан срок аж в шестьдесят дней – это при том, что даже органы власти обязаны отвечать на жалобы и запросы граждан в тридцатидневный срок. Но предлагаемые в проекте нововведения, похоже, имеют своей основной целью полное закабаление абонента.

Разумеется, в первую очередь узакониваются разного рода "SMS-услуги", которые сейчас, в большинстве своем, представляют собой либо лохотроны, либо условно полезные услуги, за которые, правда, с клиента снимают на порядок больше денег, чем он ожидает. А все потому, что не прочитал он условия договора, написанные воооон там, по ссылке, мелким шрифтом. И не знал, глупый, что те тридцать рублей, которые с него спишут, будут тридцатикратно умножены, поскольку услугу он покупает на месяц... Весь этот лохотрон в новой редакции второго пункта Правил назван "предоставлением доступа к услугам третьих лиц".

А в восьмом пункте Правил говорится, что согласиться на получение "услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности" абонент может "письменно либо путем совершения конклюдентных действий".

Что это за действия – оставляется на усмотрение сторон. Вернее, оператора, поскольку абонента никто спрашивать не будет. Впрочем, и сам перечень услуг, "технологически неразрывно связанных", тоже не определен нигде. Кроме того, "конклюдентными действиями" можно осуществить и изменение условий самого договора, как установлено новым пунктом 48.1 Правил, к таким действиям отнесено фактическое пользование услугой и совершение "иных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи".

А пунктом 57.1 с оператора вообще снимается какая-либо ответственность за действия мобильных мошенников: он не отвечает "за действия третьих лиц, заключающиеся в направлении абонентам рекламы и иных сообщений". Может оказаться так, что операторы вообще откажутся как-то пресекать их действия и вообще реагировать на жалобы пользователей: отмазка у них будет...

Еще один сюрприз ждет абонента в двадцатом пункте Правил, где перечислены существенные условия договора между ним и оператором связи. Такие условия в обязательном порядке должны быть указаны в договоре. Из этого пункта планируется исключить указание на систему оплаты услуг. То есть, авансовая у вас система или постоплатная, в договоре отражаться не будет.

А при расторжении договора абонент будет обязан оплатить не только оказанные ему услуги связи, но и "фактически понесенные оператором расходы", связанные с их оказанием. Что под этим понимать – неясно: скорее всего, авторы поправок хотят возложить на абонента оплату какого-нибудь "оформления расторжения договора", транспортировку отданной SIM-карты обратно оператору, и прочие сопутствующие услуги.

Авторы поправок так хотели облегчить нелегкую операторскую жизнь, что забыли свериться с законом "О защите прав потребителя", и написали в новой редакции сорок шестого пункта, который описывает расторжение договора, что деньги абоненту должны быть возвращены в течение тридцати дней, тогда как в тридцать первой статье ЗоЗПП установлен в три раза меньший срок.

Кроме того, одиннадцатый пункт Правил устанавливает, что справки оператором могут выдаваться "с использованием автоинформаторов". Если кто-то из них вообще сократит свои калл-центры и оставит одних "железных леди", я этому нисколько не удивлюсь...

"Определяется оператором связи"

Много важных вопросов Правила в их измененном варианте оставляют на откуп операторам связи. Так, двадцать седьмой пункт даст им право определять "порядок и условия предоставления детализации счета". Уже сейчас некоторые операторы предоставляют абонентам детализацию за деньги, а если изменения вступят в силу, в этой области начнется полный беспредел.

Двадцать девятый пункт Правил даст оператору право определять порядок оплаты "неполной единицы тарификации", то есть, в какую сторону округлять оплату за "недовыговоренные" минуты. Результат, боюсь, будет немного предсказуем. Единственная радость – полноценные три бесплатных секунды, которые также вводятся изменениями: сейчас операторы не берут платы только за разговоры в две секунды, а в изменениях планируется определить "бесплатный" разговор как "соединение продолжительностью до 3 секунд включительно".

Одно из самых, на первый взгляд, полезных для абонента изменений введено в двадцать пятом пункте Правил: подпункт "е" предусматривает обязанность оператора извещать абонентов "короткими текстовыми сообщениями" об изменениях в тарифных планах. Соседний подпункт "д" закрепляет обязанность операторов сообщать об изменениях тарифов и тарифных планов "через средства массовой информации".

Эта обязанность операторов существует давно и они уже научились с нею бороться. Если вы посмотрите на сайт любого мобильного оператора, то обнаружите, что он "зарегистрирован в качестве СМИ" – именно для таких случаев. Составители нынешнего варианта Правил думали, вероятно, что операторы в газетах будут печатать соответствующие сообщения. Аща, щас...

Если мы снова вернемся к подпункту "е", сравнивая его с "д", то увидим, что по SMS оператор должен сообщать об изменении "тарифных планов", но не "тарифов", про "тарифы" он может писать только на сайте. Так что не думайте, будто подпункт "е" заставит операторов эсэмэсить обо всех изменениях цен. Нет, "тарифный план" в Правилах определен как "совокупность ценовых условий", так что SMS можно слать только при изменении такой "совокупности". Что под этим понимать на практике – решать, скорее всего, будут тоже операторы, но вот при изменении, к примеру, стоимости одной минуты ничего не помешает оператору сказать, что это – изменение "тарифа", а не "тарифного плана".

Правила также легализуют так называемый "внутрисетевой роуминг", разрешая в тридцать третьем пункте включать в тарифный план "дифференцированные тарифы ... по месту нахождения абонента в пределах и за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор". Это, видимо, реакция на недавнюю попытку депутатов такой роуминг отменить.

Кроме того, в том же пункте разрешается устанавливать разные тарифы не только для физических и юридических лиц, но и для физических лиц в зависимости от того, в каких целях ими используется связь – "для личных, семейных и домашних нужд" или для каких-то еще. Думаю, каждый из вас обсуждал рабочие вопросы по телефону, зарегистрированному лично на себя. Опсосы, похоже, хотят в таких случаях оплаты по другому тарифу.

Пункт 34.1 устанавливает правило, в соответствии с которым даже переход на другой тариф осуществляется "в порядке, установленном оператором связи". Как вы видите, абонент по новым Правилам станет полностью бесправен.

Еще один сюрприз для него есть в сорок третьем пункте – вот этот абзац:

"При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом средств. При исчерпании внесенных абонентом денежных средств оказание услуг прекращается, за исключением случаев, установленных договором. Погашение возникшей в этом случае задолженности осуществляется из последующего внесенного абонентом платежа."

Надеюсь, все помнят случаи, когда по возвращении из роуминга абонент получал астрономические счета? Случалось это даже при выбранной авансовой системе оплаты, когда оказание услуги должено прекращаться по достижении нуля на счете. Да-да, авторы изменений в Правила хотят и этот беспредел узаконить. Как и снятие средств с одного счета абонента для погашения долга по другим номерам (п. 43.1). Кстати, вспомните теперь про двадцатый пункт, который разрешает не указывать в договоре систему оплаты: в случае возможных споров с оператором у абонента просто не будет доказательств того, что система оплаты у него – авансовая, и залезать "в минус" с нею он не должен.

Прочтение правил оставляет удручающее впечатление. Согласно закону "О защите прав потребителей", потребитель является незащищенной стороной договора, для него в законе предусмотрена масса послаблений. "Правила" в новой редакции все эти послабления отнимают и делают абонента простой дойной коровой, которая обязана платить и слушаться опсоса.

Скажи мне имя, сестра!

Чтобы не расстраиваться, вы могли бы ограничиться прочтением одного лишь имени автора в свойствах документа, а всю статью не читать. Для ленивых скажу: его имя "Vimpelcom". Вот кто нынче пишет для Министерства связи проекты нормативных актов в области прав потребителей.

Источник: http://webplanet.ru/knowhow/law/protasov/2011/06/02/lobbism.html

Продолжение банкета

Итак, сегодня в Ленинском суде состоялось рассмотрение заявления по возмещению понесенных нами судебных издержек ОАО "Мегафон". Напомню, что Мегафон автоматически подписался на возмещение издержек, когда отзывал свой иск на кассации.

Казалось бы, что тут все просто и сложностей возникнуть никаких не должно. Но не тут то было.

Представитель оператора ходатайствовала о перенесении рассмотрения заявления о возмещении в Нижний Новгород. Это тот самый Нижний, который находится в 230 км от Владимира. Они посчитали, что мы не в тот суд написали заявление. Нужно было ехать писать в Нижний.

Объясню почему, со слов представителя Мегафона, как это я понял. Между абонентом и оператором заключен договор, который подразумевает, что если оператор подает в суд на абонента, то делает это по месту нахождения регионального отделения филиала т. е. в том городе, где заключен договор.
А вот если абонент подает в суд на оператора и этот иск/заявление не связаны с Законом о защите прав потребителей, то делать он это должен по месту нахождения самого филиала, а не его регионального отделения. Центральный филиал находится в Нижнем Новгороде, а региональное отделение не является филиалом, поэтому Владимирский суд некомпетентен рассматривать такие вопросы. Такова была позиция Мегафона.

Суд эту позицию не принял и рассмотрел заявление.

К заявлению мы приложили документы на истребование суммы в размере 75 тысяч рублей, по которым: 50 потратили на первого юриста и 25 на второго, адвоката.
В Мегафоне же посчитали, что первого юриста в расчет вообще не стоит брать, а из 25 тысяч потраченных на второго, нам и 15 тысяч хватит.

Суд же взял в расчет другие показатели, как в принципе, мы и ожидали.
Формула расчета проста: кол-во судебных заседаний х тариф 1 судебного заседания у адвокатов = судебные издержки. В итоге получилось 8х5 000=40 000.

Какие выводы следуют из этой истории.

Ребята из Мегафона ни на грамм не потеряли оптимизма и продолжают вывозить всякие трюки.
И так всем понятно, что отзыв иска - это не более чем боязнь, что решение вступит в законную силу, а не достойное решение  умных людей и умение признавать свои ошибки. Практика показывает, что этого ожидать не приходится. Ну или другой вариант - класть хотел Центральный филиал на слова с фотой дяди с усами из Москвы, баннеры с которым крутятся на сайте Мегафона. Социальной ответственности замечено не было.

Кстати, перед судом было много уверяющих, что у Мегафона самые лучшие юристы в стране, и шансов у нас никаких нет.
Так вот сообщаю, что на судебное заседание по иску А.Смирнова против Мегафона - юрист оператора пришел с адвокатом.

Может у кого то есть мысли?

Я с самого начала говорил, что я не блоггер. Никогда не вел журналов, не делал записей и до сих пор не придумал о чем здесь можно писать. Всякую хрень — не хочется. И в тоже время я не хочу, чтобы этот блог умер, а был бы интересен людям и нес какую-то полезную информацию. Если у кого есть мысли, то буду рад услышать любые предложения.

Не буду скрывать, что мне поступают предложения размещения рекламы здесь. Я не против, но делать рекламную помойку тоже желания нет, поэтому нужно определиться с его дальнейшей судьбой.

P.S.: 11 мая должно было быть рассмотрено заявление о компенсации моральных издержек. Представитель Мегафона попросила перенести рассмотрение, т. к. они получили повестку только 10 числа и не успели ознакомиться с материалами дела. Мы не возражали. Заседание перенесли на 26 число. Есть мысли, что Мегафон готовит очередную отчебучку, но об этом чуть позже.

Документы по судебному процессу

Многие интересуются документами, которые участвовали в нашем судебном процессе.
Документы эти, за исключением коммерческой информации и определения кассационной инстанции, доступны здесь. Возможно они кому то пригодятся в судебной практике, но лучше обойтись без нее.

Хочу еще раз поблагодарить всех пользователей, которые поддерживали нас в этой нелегкой борьбе.
Отдельная благодарность Общероссийской общественной организации СЗВ России, в лице Смирнова Алексея Васильевича.
Отдельная благодарность адвокату Бояринцевой Нине Ивановне.

Дело закрыто!

Мошенники

Пользуясь тем, что меня услышат операторы сотовой связи (судя по кодам Мегафон и МТС), хотелось бы сообщить о мошенниках, которые работают по всем известной схеме.
Ребята, не стесняясь, среди ночи присылают смс, следующего содержания:



Условия лохотрона и номера, которые участвуют в этом разводе, указаны на этой странице (avto-globol.ru/index.php?option=content&task=view&id=13). Вот кого не помешало бы, действительно, добавить в черный список.

Точка

Друзья!
Сегодня дата рассмотрения кассационной жалобы, поданной Мегафоном, на вынесенное решение Ленинским судом г. Владимира по нашему делу. В начале заседания юрист ОАО "Мегафон" ходатайствовала об отзыве иска и на этом основании — отмене вынесенного решения. Суд удовлетворил это ходатайство. Нет иска — нет решения.

Также, сегодня на официальном сайте Мегафона появилась следующая информация:
«МегаФон» отказывается от судебного преследования тех абонентов, которые в силу специфики системы тарификации в международном роуминге получили информацию о задолженности по передаче данных в роуминге с опозданием и на значительные суммы. Это означает, что мы отзываем поданные и не будем предъявлять новые иски по взысканию долгов по использованию передачи данных, образовавшихся при нахождении абонентов в международном роуминге.